ДЕТСКИЙ НЕЙРОПСИХОЛОГ

Нейропсихология — область психологической науки, которая граничит с медициной и изучает мозговые механизмы работы высших психических функций. То есть то, как у человека формируются и развиваются познавательные процессы и их свойства: способность к долговременному или оперативному запоминанию информации, концентрации и переключаемости внимания, различные виды мышления, речь, эмоции, а также способность к волевой саморегуляции, планированию, контролю ребёнка за собственной деятельностью. Все это нейропсихология рассматривает с опорой на созревание мозговых структур, отвечающих за ту или иную операцию: например, за запоминание слухоречевой информации или способность ребёнка ориентироваться в пространстве листа.

Головной мозг развивается по своим биологическим законам. Понимание механизмов развития мозга позволяет детским нейропсихологам увидеть зону ближайшего развития ребенка, понять причину его учебных трудностей и разработать эффективную модель для развития или коррекции его «слабых сторон»

«Детский нейропсихолог — это специалист, который сможет оценить, соответствует ли психическое развитие ребенка возрастной норме.»

Детский нейропсихолог — это специалист, который сможет оценить, соответствует ли психическое развитие ребенка возрастной норме. При наличии проблем сможет определить их причину и источник, тот участок головного мозга, который оказался дисфункциональным, и понять, как это влияет на всё развитие ребенка. А самое главное, сможет выстроить наиболее эффективный коррекционно-развивающий маршрут.

Группы риска среди детей, которым может понадобиться нейропсихолог:

«Причины несформированности познавательных функций могут быть связаны с осложнениями беременности и родов, а также заболеваниями ребенка на первом году жизни»

– Причины, по которым одна из познавательных функций ребёнка оказалась недостаточно сформированной, в первую очередь могут быть связаны с осложнениями беременности и родов или приобретёнными ребёнком в раннем возрасте заболеваниями и травмами. Например, хроническая или острая гипоксия плода, травма шейного отдела позвоночника у новорожденного, а также черепно-мозговые травмы, инфекционные и органические заболевания нервной системы у детей становятся преградой к естественному физиологическому созреванию мозга и его психических функций.

«Часто проблемы имеют генетическую природу»

– Вторую группу риска составляют дети, у которых в семье у родственников есть примеры учебных трудностей или особенности развития высших психических функций. Многие проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, имеют генетическую природу. Например, дислексия.

«Для диагностики желательно всем левшам показаться нейропсихологу»

– Дети с ведущей левой рукой часто входят в группу риска по возникновению трудностей в обучении.  Но дело не в руке. Дело в том, что леворукость в некоторых случаях является компенсаторным механизмом при повреждении или функциональном нарушении работы левого полушария.  Или при нарушениях в функционировании правой руки. 

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

«К нейропсихологу следует обратиться если у ребенка проблемы психомоторного развития, низкая концентрация внимания и работоспособность, проблемы с самоорганизацией и контролем, а также сложности в обучении»

1. Проблемы психомоторного развития у детей 5–7 лет: ребёнок неловок, неуклюж, часто теряет равновесие, с трудом справляется с пуговицами, шнурками, вырезанием, лепкой, неопрятен, неряшлив, не любит рисовать, во время письма в тетради совершает «содружественные» движения — например, высовывает язык или затаивает дыхание.

2. Проблемы с концентрацией внимания, общим тонусом и работоспособностью у детей 5 лет и старше: ребёнок быстро истощается, не может 15–20 минут заниматься одной деятельностью — вскакивает, ерзает, сплетает ноги вокруг стула, не держит прямую позу и «стекает» на стуле, быстро становится рассеянным или, наоборот, гипервозбудимым.

3. Проблемы с самоорганизацией и самоконтролем у детей 7 лет и старше: например, ребёнок долго одевается, часто теряет вещи, забывает сделать нужные дела, не чувствует времени, «копается», не знает, с чего начать, не может спланировать приготовление домашнего задания, постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.

4. Проблемы в овладении учебными навыками у детей 6–7 лет: письмом, чтением, элементарными счетными операциями, — с трудом запоминает состав числа, путает месяцы года, не может запомнить таблицу умножения. Ребенок к началу первого класса еще с трудом распознает буквы, во втором, третьем классе все еще читает по слогам или при письме регулярно «зеркалит» буквы.

Если нет жалоб и в состоянии ребенка родителей ничего не беспокоит, то желательно посетить нейропсихолога примерно за год до школы. Это позволит оценить готовность ребенка к предстоящему школьному обучению, а при обнаружении каких-то проблем. будет время их исправить. К сожалению, родителям иногда трудно объективно оценить своего ребенка, поэтому многие проблемы списываются на малый возраст или особенности характера. А приходя в школу, ребенок испытывает серьезные трудности, которые приходится решать уже параллельно с учебной нагрузкой.

«Своевременное обращение к специалистам может помочь значительно улучшить состояние ребенка и облегчит ему и его близким существование.»

Как нейропсихолог работает с детьми?

Работа нейроспихолога начинается с диагностики. Как правило она занимает примерно 2-2,5 часа и делится на две части: беседа с родителями и занятия с ребенком, которому предлагается комплекс специальных проб и тестов, выявляющих особенности развития познавательной сферы. Также нейропсихолог оценивает моторное развитие ребенка. 

Что нужно знать родителям об этой процедуре?

– Специалиста будет интересовать, как протекали беременность, роды, подробности развития ребенка в первый год жизни, нужно быть готовыми ответить на эти вопросы

– Перед тем, как прийти на прием к нейропсихологу, ребенка надо покормить и дать отдохнуть, иначе результаты могут быть недостоверными

– Если ребенок уже школьник, принесите специалисту несколько школьных тетрадей по русскому языку и математике.

В результате такого обследования нейропсихолог складывает представление о ребенке и его особенностях, выявляет его «слабые» и «сильные» стороны, на которые можно будет опираться в ходе дальнейшей коррекционной работы.

Как проходят занятия с детским нейропсихологом в Знайка град Московский?

Каждое занятие включает в себя двигательные и когнитивные упражнения – игры и задания, направленные на развитие высших психических функций.

Количество занятий назначается с учетом выраженности проблем в психическом развитии, исходя из результатов нейропсихологической диагностики.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45-60 минут.

В рамках нейрокоррекции предусмотрено выполнение несложных домашних заданий и соблюдение родителями рекомендаций специалиста.

Наш нейропсихолог

Афонина Наталия Евгеньевна